Эффективный менеджмент как гарант выхода из кризиса
Мирослав Александрович, понимаю, что тема кризиса на сегодняшний день уже слегка набила оскомину, и все же – в чем первопричина происходящего? Европейские страны практически справились с проблемой, при этом Украина до сих пор находится в крайне тяжелой ситуации? Как вы можете это объяснить?
Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» по отношению к славянскому народу были заданы задолго до данного кризиса и нашей с вами беседы. Но, если говорить конкретно, сегодняшний кризис обнажил неконкурентоспособность Украины. Власть, бизнес, общество – это треугольник ответственности. Ни одна из сторон не была готова к такого рода испытанию. Политическая несостоятельность сегодняшней власти – тема, на которую уже много сказано, и только ленивый сегодня не критикует власть. Вопрос, который волнует меня, как представителя бизнес кругов, и как человека, который имеет опыт управления компаниями – это неэффективность управления, присущая практически всем сферам украинского бизнеса. Ответственность бизнеса в том, чтобы быть конкурентоспособным в любых условиях.
Что вы подразумеваете под «неэффективным управлением»? Если компания испытывает нехватку финансового либо кредитного ресурса, если большинство рынков, таких, например, как строительный, в процессе глубокой стагнации, как можно преодолеть данную ситуацию при помощи менеджмента?
Заслуга эффективного руководства в любой сфере, как в управлении страной, так и в управлении компанией - не преодолевать, а предвидеть. В книге по теории менеджмента вы найдете тезис о том, что самый эффективный метод управления – это управление в ежедневном ожидании кризиса. Другими словами, руководитель всегда должен быть готов к тому, что завтра наступить кризис и может прекратиться подъем рынка и легкий доступ к кредитным ресурсам, что от стратегии развития компании придется перейти к стратегии выживания. Как показывает сегодняшний день, многие предприятия не то, что не были к этому готовыми, даже не хотели задумываться о том, а как же вести бизнес в других, более жестких условиях. Плата за такой подход оказалась для многих чрезмерно высокой.
Основная цель в деятельности любого руководителя должна состоять в правильной постановке целей и задач, в функции планирования. Грамотно и точно сформулированная цель и миссия компании позволит разработать грамотную маркетинговую стратегию, определить приоритеты, как на краткосрочный период, так и на длительную перспективу. Правильно сформулированные задачи – это 80% успеха. Отвечая вашим же примером - те строительные компании, которые, как это принято в мире, рассчитывали построить объект за 40% своих средств и 60% кредитных – сейчас продолжают существовать и вполне способны пережить кризис. Да, так сказать, «затянув пояса», но не закрыться, не разориться, не выгнать людей на улицы. И вопрос стоит не столько в наличии кредитного ресурса, сколько в его грамотном использовании. Но кто прислушивается к аксиомам и придерживается этих «книжных» формул, когда рынок постоянно растет? Когда колоссальная прибыль? Зачем же вкладывать эти 40% своих средств, когда можно весь объект реализовать за заемные деньги? И только те, кто понимали, что любой кредит – это в первую очередь заемный ресурс и к его использованию надо подходить крайне рационально, сейчас удержались на плаву.
То есть эффективный менеджмент – это правильная стратегия? А как на счет контроля?
Для того чтобы бизнес развивался, перед командой должна стоять четко сформулированная цель. Когда я говорю термин «развивается», я подразумеваю не абстрактное движение денег на счету некого юридического лица. Ведь что такое любой бизнес, любой бренд – это в первую очередь люди. А эффективное управление людьми для меня всегда состояло из четырех основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. При этом каждой из этих функций должно уделяться равноценное внимание. Руководитель, который уделяет внимание только контролю и организации процесса, точно так же проигрывает, как тот, который совсем не контролирует свою команду, потому что, они оба забывают о такой функции, как мотивация. Безусловно, основная задача любого предприятия – это генерирование прибыли. И работать на эту прибыль должна вся команда, от уборщицы до генерального директора. Но и понимать свою заинтересованность в этой прибыли должна вся команда! Очень трудно объяснить людям, почему они должны на сто процентов выкладываться на работе, иметь ненормированный рабочий день, все свои интеллектуальные способности направлять на достижение результата, когда финансово для них ничего не меняется, не зависимо от того, достигнут этот результат или нет. А результат, еще раз повторюсь, это прибыль, другого результата в бизнесе быть не может.
Основная сегодняшняя проблема в том, что многие руководители предпочитают кризис «переждать». Не искать пути выхода и новаторские решения, а просто «стать у обочины» и ждать пока «само пройдет». А финансовые проблемы решать посредством массового сокращения своих сотрудников, закрытия филиалов и так далее. При эффективном менеджменте не может происходит сокращение сотрудников на 60%. Грамотный руководитель не позволит себе так неэффективно потерять профессиональную команду, в создание которой было вложено время, силы и значительные средства – оплата услуг рекрутинговых компаний, тренинги и т.д. Но это только в том случае, если к формированию команды подходили с четким пониманием целей и задач, которые предстоит выполнять этой команде, если в компании работали только те люди, которые действительно приносили компании прибыль и способствовали ее развитию.
Главная проблема была в том, что большинство украинских компаний имели чрезмерно раздутый штат персонала. А рост заработной платы этого персонала в несколько раз превышал уровень их производительности труда. Другими словами, профессионалов в каждой команде было крайне не много. Большая часть сотрудников имела кране низкую степень загруженности при очень высокой оплате труда. Это одна из основных проблем сегодняшнего рынка труда – уровень профессиональных навыков абсолютно не соответствует финансовым пожеланиям. Это и есть неверный баланс между организацией и мотивацией, между контролем и планированием.
Другими словами, компании, где стратегия была правильная, а менеджмент эффективным, обошлись без сокращений?
Они обошлись без массовых сокращений. Возможно какую-то «чистку рядов» им пришлось предпринять, но это были единичные случаи, а не увольнение 50% персонала. У компании всегда есть два способа увеличить свою прибыль – это либо увеличить объем продаж своих услуг, либо сократить свои расходы. Кризис стал катализатором для многих компаний с точки зрения корректирования своих стратегий, учета ошибок раздутого штата и неэффективного управления. Как финансовый консультант рынка слияний и поглощений, хочу подчеркнуть, что при оценке любой компании во внимание принимается не только уровень доходности, но и эффективность менеджмента, профессионализм команды, грамотная маркетинговая стратегия. И даже в сегодняшний кризис существует ряд компаний, которые в своих сферах бизнеса продолжают генерировать прибыль. Возможно, не в таких объемах, как ранее, но все таки. Еще раз хочу подчеркнуть – это человеческий фактор – 85% успеха. Древняя мудрость – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Если перефразировать ее с точки зрения управления персоналом – будь таким руководителем, которого хотел бы сам для себя. И главной причиной кризиса в бизнес кругах является низкий уровень социальной ответственности многих руководителей, многие из них не прошли испытание кризисом.
И какими, на ваш взгляд, могут быть пути решения данной проблемы?
Вряд ли я изобрету здесь что-то новое. Все о чем я уже упомянул, описывают десятки книг по эффективному менеджменту и управлению персоналом. Беда в том, что к этим «прописным истинам» в эпоху сверхприбылей просто не прислушиваются. Каждый начинает придумывать собственные правила и законы. Результат – кризис и анархия.
Для того чтобы этот кризис преодолеть необходимо вернуться к прописным истинам управления, более эффективному инвестиционному менеджменту, более взвешенному и рациональному отношению к кредитному ресурсу. Если компания производит конкурентоспособный продукт, занимает определенную нишу на рынке, четко осознает свои цели, задачи и потребности, финансовые затруднения вполне решаются посредством привлечения стратегического партнера. К сожалению, в Украине рынок M&A (прим. Рынок слияния и поглощения) еще только в процессе развития и многие сегодняшние компании с опаской воспринимают момент поглощения своих активов более крупными игроками. А ведь еще одним доказательством эффективного менеджмента и правильной расстановки приоритетов и акцентов является способность руководителя вовремя осознать необходимость продажи части активов либо привлечении финансового партнера. В этой сфере кризис может сыграть даже позитивную роль – рушатся стереотипы, и меняется подходы к ведению бизнеса, происходит переоценка ценностей. Кризис – это угроза, но это и шанс! Шанс для каждой компании увидеть собственные ошибки, шанс построить более эффективную систему управления, расставить акценты, определить приоритеты. При этом каждый руководитель должен для себя осознать – в бизнесе невозможно «остановиться», бизнес может только развиваться. Стратегия «переждать кризис» - это значит стагнация и упадок. Поэтому нужно четко осознавать необходимость изменений, начинать которые нужно с себя.