Эффективная команда - гарант успеха. Комментарии, 09.04.

Табахарнюк Мирослав Александрович

Вице-президент УСПП, председатель наблюдательного совета компании «МТ-Инвест», кандидат экономических наук.

 

Мирослав Александрович, вы, как человек с большим опытом управления персоналом, действительно можете доказать, что даже при недостатке финансирования, экономическом кризисе и большом количестве проблем, компания может преодолеть эти процессы только с помощью эффективного менеджмента?

Заслуга эффективного руководства в любой сфере - не преодолеть, а предвидеть, то есть наиболее эффективный метод управления - это управление в ежедневном ожидании кризиса. Иными словами, руководитель всегда должен быть готов к тому, что завтра будет кризис и может прекратиться подъем рынка, легкий доступ к кредитному ресурсу, что от стратегии развития компании придется перейти к стратегии выживания. Как показало настоящее, большинство предприятий даже не хотели думать о том, а как же вести бизнес в других, более жестких условиях. Плата за такой подход оказалась слишком высокой.

Основная цель в деятельности любого руководителя должна заключаться в правильной постановке целей и задач, в функции планирования. Правильно и четко сформулированные цель и миссия позволят разработать грамотную маркетинговую стратегию, определить приоритеты, как на краткосрочный период, так и на долговременную перспективу. Правильно сформулированные задания - это 80% успеха.

То есть эффективный менеджмент - это верная стратегия? А как насчет контроля?

Для того чтобы бизнес развивался, перед командой должна стоять четко сформулированная цель. Любой бренд или бизнес - это в первую очередь люди. А эффективное управление людьми для меня всегда состояло из четырех основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждой из этих функций должно уделяться равноценное внимание. Руководитель, который уделяет внимание только контролю и организации процесса, так же проигрывает, как и тот, который совершенно не контролирует свою команду, потому что они оба забыли о такой функции, как мотивация. Безусловно, главная цель любого предприятия - генерировать прибыль. И работать на эту прибыль должна вся команда, от уборщицы до генерального директора. Но и понимать свою заинтересованность в этой прибыли должна вся команда! Очень трудно объяснить людям, почему они должны на сто процентов выкладываться на работе, иметь ненормированный рабочий день, все свои интеллектуальные способности направлять на достижение результата, когда финансово для них ничего не меняется, независимо от того, достигнут этот результат или нет. А результат, еще раз подчеркну, это прибыль, другого результата в бизнесе не бывает.

Иными словами, компании, где стратегия была верна, а менеджмент эффективным, даже в кризис обошлись без сокращений, закрытия филиалов, уменьшение расходов?

Они обошлись без массовых сокращений. В компании всегда есть два способа увеличить свою прибыль - это либо увеличить объем продаж, либо сократить расходы. Кризис стал катализатором для многих компаний с точки зрения корректировки собственных стратегий, учета ошибок раздутого штата и неэффективного управления. Как финансовый консультант рынка слияний и поглощений, хочу подчеркнуть, что при оценке любой компании учитывается не только уровень доходности, но и эффективность менеджмента, профессионализм команды, грамотная маркетинговая стратегия. И даже в кризис существует определенный круг компаний, которые в своих сферах бизнеса продолжают генерировать прибыль. Возможно, не в таких объемах, как раньше, но все же. Еще раз хочу подчеркнуть, что человеческий фактор - это 85% успеха. Главной причиной кризиса на украинском рынке является низкий уровень конкурентоспособности и социальной ответственности многих руководителей, многие из них не прошли испытание кризисом.

И какими, на ваш взгляд, могут быть пути решения данной проблемы?

Вряд я изобрету что-то новое. Для того чтобы преодолеть этот кризис, нужно вернуться к прописным истинам управления, более эффективному инвестиционному менеджменту, более взвешенному и рациональному отношению к кредитному ресурсу. Если компания производит конкурентоспособный продукт, занимает определенную нишу на рынке, четко понимает свои цели, задачи и потребности, финансовые сложности вполне можно решить благодаря привлечению стратегического партнера. К сожалению, в Украине рынок прим. Рынок слияний и поглощений) еще только в процессе развития и много современных компаний с недоверием воспринимают возможность продажи собственных активов более весомому игроку. Ведь еще одним доказательством эффективного менеджмента и верной расстановки приоритетов и акцентов является способность руководителя вовремя понять необходимость продажи части активов или привлечения финансового партнера. В этой области кризис может сыграть даже положительную роль - разрушаются стереотипы и изменяются подходы к ведению бизнеса, происходит переоценка ценностей. Кризис - это угроза, но это и шанс! Шанс дл каждой компании увидеть собственные ошибки, построить более эффективную систему управления, расставить акценты, определить приоритеты. При этом каждый руководитель должен для себя понять - в бизнесе невозможно «остановиться», бизнес должен развиваться. Стратегия «переждать кризис» - это стагнация и спад. Поэтому надо четко понимать необходимость изменений, начинать которые надо с себя.

 

Наши контакты

Украина Киев mtinvest@mtinvest.com.ua

Twitter Facebook